Скачать федеральный закон о бухгалтерском учете
Перейти к списку нормативных актов по бухучету
Комментарий к ФЕДЕРАЛЬНОМУ ЗАКОНУ «О БУХГАЛТЕРСКОМ УЧЕТЕ»
Федеральный закон «О бухгалтерском учете» (далее — Закон «О
бухучете») является документом первого уровня системы нормативного регулирования
бухгалтерского учета и законодательно устанавливает
единые правовые и методологические основы организации и ведения
бухгалтерского учета в РФ.
Эти основы организации и ведения
бухгалтерского учета в соответствии со статьей 4 Закона «О бухучете»
распространяются на все организации, находящиеся на территории, а
также на филиалы и представительства иностранных организаций, если иное не предусмотрено международными договорами РФ
Закон «О бухучете» (статья 5) возлагает общее методологическое руководство бухгалтерским учетом в РФ на Правительство РФ и определяет органы, которым предоставлено право регулирования бухгалтерского учета в пределах своей компетенции. Среди этих органов особо оговорено верховенство Министерства финансов РФ в вопросах регулирования бухгалтерского учета.
Так, нормативные акты и методические указания по бухгалтерскому учету, издаваемые органами, которым федеральными законами предоставлено право регулирования бухгалтерского учета, не должны противоречить нормативным актам и методическим указаниям Министерства финансов РФ.
Закон «О бухучете» (статьи 1 и 2) устанавливает следующие основные определения и понятия по бухгалтерскому учету:
бухгалтерскпй учет — упорядоченная система сбора регистрации и обобщения информации в денежном выражении об имуществе, обязательствах организаций и их движении путем сплошного непрерывного и документального усета всех хозяйственных операций;
синтетический учет — учет обобщенных данных бухгалтерского учета о видах имущества, обязательств и хозяйственных операций по определенным экономическим признакам, который ведется на синтетических счетах бухгалтерского учета:
аналитический учет — учет, который ведется в лицевых, материальных и иных аналитических счетах бухгалтерского
учета, группирующих детальную информацию об имуществе, обязательствах и о хозяйственных операциях внутри каждого синтетического счета;
план счетов бухгалтерского учета — систематизированный перечень синтетических счетов бухгалтерского учета;
бухгалтерская отчетность — единая система данных об имущественном и финансовом положении организации и о результатах ее хозяйственной деятельности, составляемая на основе данных бухгалтерского учета по установленным формам.
Закон «О бухучете» (статьи 6 и 7) устанавливает общие принципы организации бухгалтерского учета в организациях, возлагая всю ответственность за организацию бухгалтерского учета и соблюдение законодательства при выполнении хозяйственных операций только на руководителей организаций, не затрагивая при этом главных бухгалтеров.
Закон «О бухучете» установил, что без подписи главного бухгалтсра денежные и расчетные документы, финансовые и кредитные обязательства не считаются действительными и не должны приниматься к исполнению.
Действующие с 1 января 2000 года формы документов, входящи в состав бухгалтерской отчетности организации (кроме кредитных, страховых организаций и бюджетных учреждений) установлены приказом Министерства финансов РФ от 13 января 2000 года № 4н «О формах бухгалтерской отчетности организаций».
Изменениями, внесенными федеральным законом от 28 03 2002 г. № 32-ФЗ в статьи 13 и 15 главы III Закона «О бухучете», организациям законодательно предоставляется возможность сдавать отчетность в электронном виде при условии согласия пользователей бухгалтерской отчетности и наличии технических возможностей. Эти изменсния вступили в силу со дня официального опубликования закона № 32-ФЗ, л именно с 12 апреля 2002 года.
Порядок и условия представления налоговой отчетности в электронном виде установлен приказом Министерств РФ по налогам и сборам от 02.04.2002 г. № БГ-3-32/169.
Закон «О бухучете» возлагает ответственность за организацию хранения учетных документов, регистров бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности на руководителя организации. То есть, руководитель организации несет ответственность не за сохранность документов, а за организацию их хранения.