Положение по бухгалтерскому учету «Учет договоров строительного подряда» ПБУ 2/08 (ред.от 08.11.10)
Перейти к списку нормативных актов по бухгалтерскому учету
Комментарий к ПБУ 2/2008
Положение по бухгалтерскому учету «Учет договоров строительного подряда» ПБУ 2/2008 устанавливает правила бухгалтерского учета, расчетов и затрат, определения финансового результата по договорам на строительство и отражения их в бухгалтерском учете и отчетности.
ПБУ 2/2008 должно применяться с учетом других ПБУ.
При осуществлении капитального строительства составляется договор на строительство.
При определении предмета договора важно установить что будет являться объектом строительства, передаваемого на баланс заказчику в результате выполнения договора. В договоре также указываются условия начала строительства или вступления договора в силу, сроки выполнения договора, момент перехода права собственности, а также формы расчетов.
ПБУ 2/2008 определяем две формы расчетов между застройщиком и подрядчиком:
— в форме авансов (промежуточнфх платежей) за выполненные работы;
— после завершения всех работ на объекте строительства.
ПБУ 1/2008 устанавливает основные требования и допущения, которые должны соблюдаться организацией при формировании и раскрытии учетной политики.
Учитывая, что цикл строительных работ даже по одному объекте весьма продолжителен и может составлять несколько лет, обычно предусматриваются расчеты в форме авансов.
В соотвествии с ПБУ 2/2008 объектом бухгалтерского учета по договору на строительство у застройщика и подрядчика являются затраты по объекту строительства:
— у застройщика объектом строительства являются работы или объекты, составлюящие незавершенное строительство, для определения при вводе в эксплуатацию их инвентарной стоимости;
— у подрядчика объектом строительства являются работы или объекты, составляемые незавершенное производство, для определения стоимости сдаваемых заказчику объектов (работ)
До момента перехода права собственности на объект строительства затраты по нему учитываться на балансе застройщика или подрядчика.
ПБУ 2/2008 с учетом раздела 3 Положения по бухгалтерскому учету долгосрочных инвестиций определяет конкретный состав затрат застройщика на строительство объекта, в который включаются расходы, связанные с его возведением, вводом в эксплуатацию и сдачей инвестору, и ожидаемые расходы, связанные с его строительством и финансированием.
Затраты застройщика по принятым к оплате или оплаченным подрядным работам, выполненным подрядчиком на законченных строительством объектах, учитываются в составе незавершенного строительства до их ввода в эксплуатацию.
В соответствии с п.42 Положения по бухгалтерскому учету и отчетности незавершенное строительство отражается в бухгалтерском балансе по фактическим затратам для застройщика (инвестора).
В отличии от ранее действующих норм все затраты, связанные со строительством объектом основных средств включаются в первлначальную стоимость объектов, и следовательно, и в инвентарную стоимость объектов.
Положение по бухгалтерскому учету и отчетности устанавливает, что при оприходовании объектов недвижимости даже при наличии акта приемки-передачи основных средств они не подлежат принятию к бухгалтерскому учету до момента получения свидетельства о их государственной регистрации.
В частности п.41 Положения по бухгалтерскому учету и отчетности устанавливает, что к незавершенным капитальным вложениям относятся не оформленные актами приема-передачи и иными документами затраты на:
— строительно-монтажные работы;
— приобретение зданий;
— приобретение оборудования, транспортных средств, инструмента, инвентаря;
— прочие капитальные затраты (геологоразведочные и буровые работы, затраты на подготовку кадров для вновь строящихся организаций)
Таким образом, к объектам незавершенного строительства относятся:
— объекты, строительство которых продолжается;
— объекты, строительство которых приостановлено или прекращено, но не списано в должном порядке;
— объекты, находящиеся в эксплуатации, но приемка которых не офомлена в должном порядке.
В последнем разделе ПБУ 2/2008 определен порядок учета застройщиком и подрядчиком доходов и финансовых результатов.
Застройшик имеет право определять финансовые результаты по окончании строительства объекта, а подрядчик может применять два методы определения финансового результат: по отдельным этапам выполненных работ или по объекту в целом.
В первом случае отсутствует момент перехода права собственности заказчику до полного окончания работ и поэтому отражение в учете при таком методе признания выручки имеет свою специфику.
Для обобщения информации о законченных этапах работ применяется счет 46 «Выполненные этапы по незавершенным работам».
В дебет счета 46 учитыается стоимость оплаченных заказчиком законченных работ, принятых в установленном порядке, в корреспонденцией со счетом 90 «Продажи». Одновременно сумма затрат по законченным и принятым работам списывается с кредита счета 20 «Основное производство» в дебет счета 90 «Продажи». Суммы поступивших от заказчиков средств в оплату работ отражается по дебету счета учета денежных средств в корреспонденции со счетом 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками».
По окончании всей работы в целом оплаченная заказчиком стоимость этапов, учтенная на счете 46 «Выполненные этапы по незавершенным работам», списываются в дебет счета 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками».
№ | содержание проводки | дебет | кредит |
1 | отражена стоимость первого этапа работ | 46 | 90 |
2 | одновременно: списана фактическая стоимость затрат по первому этапу работ | 90 | 20 |
3 | отражены суммы поступивших от заказчика средств в оплату принятого первого этапа работ (и так до окончания работ в целом) | 51 | 62.2 |
4 | отражена стоимость последнего этапа работ, принятого и оплаченного заказчиком | 46 | 90 |
5 | одновременно: списана фактическая сумма затрат по принятому и последнему этапу работ | 90 | 20 |
6 | по окончанию работ списана стоимость всех этапов, в целом оплаченная заказчиком | 62.2 | 46 |
7 | погашена часть стоимости полностью за счет авансов | 62.2 | 62.1. |
8 | погашена оставшая часть законченных работ денежными средства. поступившими от заказчика | 51 | 62.1. |
Организации-застройщики должны учитывать затраты по капитальному строительству (независимо от того как они велись — подрядным или хозяйственным способом) на счете 08 «Вложения во внеоборотные активы» (субсчет 08.3 «Строительство объектов основных средств»)
Ниже приведены примеры проводок у организаций-застройщиков.
1 | начислена амортизация основных средств, используемых при строительстве объекта хозяйственным способом | 08.3 | 02 |
2 | начислена амортизация нематериальных активов, используемых при строительстве объекта хозяйственным способом | 08.3 | 05 |
3 | отражена передача оборудования в монтаж | 08.3 | 07 |
4 | списаны материалы, использованные при строительстве объекта | 08.3 | 10 |
5 | не подлежащие вычету суммы НДС отнесены на увеличение первоначальной стоимости объекта основных средств | 08.3 | 19 |
6 | отражена стоимость строительно монтажных работ, выполненных подрядной организацией (без НДС) | 08.3 | 60 |
7 | начислены проценты за использование краткосрочного кредита | 08.3 | 66 |
8 | начислены проценты за использование краткосрочного кредита | 08.3 | 67 |
9 | принят к учету законченный объект основных средств | 01 | 08.3 |
10 | отражены суммы недостач и порчи в незавершенном строительстве, выявленные при инвентаризации | 94 | 08.3 |