ПБУ Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ (ред. от 25.10.10)
Перейти к списку нормативных актов по бухгалтерскому учету
Комментарий к ПБУ
Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской
отчетности в Российской Федерации (далее — Положение по бухучету и
отчетности) разработано на основании Федерального закона
«О бухгалтерском учете» и является основным документом второго
уровня в системе нормативного регулирования бухгалтерского учета.
В соответствии с п. 3 Положения по бухучету и отчетности все
положения (стандарты) по бухгалтерскому учету (ПБУ), другие
нормативные правовые акты и методические указания по бухгалтерскому
учету должны разрабатываться на основании Федерального закона «О
бухгалтерском учете» и настоящего Положения.
Положение по бухучету и отчетности определяет общий порядок организации
и ведения бухгалтерского учета, составления и
представления бухгалтерской отчетности.
Раздел I Положения по бухучету и отчетности определяет основные
задачи бухгалтерского учета и предоставляет организациям право
самостоятельного формирования учетной политики организации для
осуществления постановки бухгалтерского учета.
В полном объеме разъяснения по вопросам формирования учетной
политики организации приведены в комментарии к Положению по
бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» ПБУ 1/98.
В разделе II Положения по бухучету и отчетности содержатся
методологические основы организации бухгалтерского учета: основные
требования к ведению бухгалтерского учета; требования к
документированию хозяйственных операций; порядок использования
регистров бухгалтерского учета; методы оценки имущества и
обязательств, а также правила инвентаризации имущества и обязательств.
Установлено, что организации должны вести бухгалтерский учет
имущества, обязательств и хозяйственных операций (фактов
хозяйственной деятельности) путем двойной записи на взаимосвязанных счетах
бухгалтерского учета, включенных в рабочий план счетов
бухгалтерского учета.
Все хозяйственные операции, проводимые организацией, должны
оформляться оправдательными документами. Эти документы служат
первичными учетными документами, на основании которых ведется
учет.
Установлено, что первичные учетные документы должны
приниматься к учету, если они составлены по форме, содержащейся в
альбомах унифицированных (типовых) форм первичной учетной
мгптации.
Указанные альбомы унифицированных форм первичной учетной
документации разрабатываются и утверждаются Госкомстатом РФ.
В соответствии с Законом «О бухучете» и Положением по
бухучету и отчетности организации обязаны применять следующие
утвержденные Госкомстатом РФ унифицированные формы первичной
ной документации:
-по учету труда и его оплаты (с 2001 г. в новой редакции согласно постановлению Госкомстата РФ от 6 апреля 2001 г. № 26);
— по учету основных средств и нематериальных активов;
— по учету материалов;
— по учету работ в капитальном строительстве;-
— по учету кассовых операций;
— по учету результатов инвентаризации;
— по учету торговых операций;
— по учету сельскохозяйственной продукции и сырья;
— по учету работы строительных механизмов и машин;
В разделе III Положения по бухучету и отчетности определены
правила составления и представления бухгалтерской отчетности, а также
правила оцентки статей бухгалтерской отчетности.
Изложенные в Положении по бухучету и отчетности основные требования, касающиеся правил составления и представления отчетности, аналогичны требованиям, содержащимся в Законе
«О бухучете». Установлено, что организации должны:
1) составлять бухгалтерскую отчетность за месяц, квартал и год нарастающим итогом с начала отчетного года, если иное не установлено законодательством РФ
2) учитывать образцы форм бухгалтерской отчетности, а также инструкции о порядке их заполнения,
утверждаемые Министерством финансов РФ.
Рассмотрим более подробне некоторые нормы и правила данной части ПБУ.
В соответствии с внесенными изменениями и дополнениями к незавершенным капитальным вложениям следует относить капитальные вложения, не оформленными актами приемки-передачи основных средств и иными документами(включая документы, подтверждающие государственную регистрацию объектов недвижимости). Объекты недвижимости и транспортные средства до момента получения свидетельства о государственной регистрации должны учитываться как незавершенные капитальные вложения даже при наличии акта приема-передачи основных средств.
В развитие изложенного выше требования Письмом Министерства РФ по налогам и сборам от 28 апреля 2000 года № ВГ-6-02/334 «По вопросу начисления амортизационных отчислений» разъяснено, что объект недвижимости, право собственности на который не зарегистрировано в Едином государственном реестре, не может быть принят к бухгалтерскому учету в
качестве объекта основных средств. Указанный объект до момента регистрации права собственности должен отражаться на счете 08 «Вложения во внеоборотные активы». До государственной регистрации права собственности на объект по нему не начисляются амортизационные отчисления и, соответственно, не учитываются для целей налогообложения.
В бухгалтерской отчетности стоимость объектов недвижимого имущества, на которые отсутствуют документы, подтверждающие государственную регистрацию объектов недвижимости, следует отражать по статье «Незавершенное строительство».
При заполнении данной статьи следует также руководствоваться Положением по бухгалтерскому учету «Учет договоров (контрактов) на капитальное строительство» ПБУ 2/94 и Положением по бухгалтерскому учету долгосрочных инвестиций, утвержденным приказом Министерства финансов РФ от 30 декабря 1993 года № 160.
По объектам финансовых вложений (кроме займов), не оплаченных полностью, разрешена их постановка на учет в составе финансовых вложений в случаях, когда к инвестору перешли права на объект. В остальных случаях суммы, внесенные в
счет оплаты подлежащих приобретению объектов финансовых вложений, показываются в активе бухгалтерского баланса по соответствующей статье группы статей «Дебиторская задолженность».
По объектам основных средств Положением по бухучету и отчетности предусмотрен порядок их учета, оценки и амортизации с учетом действовавшего ранее Положения по бухгалтерскому учету «Учет основных средств» ПБУ 6/97.
С введением в действие с 2001 года нового Положения по бухгалтерскому учету «Учет основных средств» ПБУ 6/01 в порядке бухгалтерского учета основных средств произошли изменения, которые не согласуются с требованиями Положения по бухучету и отчетности.
В частности, отменен стоимостный критерий при отнесении объектов к основным средствам.
С 1 января 2001 года предметы со сроком полезного использования свыше 12 месяцев, независимо от их стоимости, должны относиться к основным средствам, а предметы со сроком полезного использования менее 12 месяцев должны
учитываться применительно к порядку, установленному для учета материалов.
По объектам нематериальных активов (далее НМА)в состав НМА была введена стоимость деловой репутации организации, а также установлены правила, в соответствии с которыми начисления амортизации по НМА можно проводить двумя способами:
— линейный способ
— способ списания на пропорциональной основе
По расходам будущих периодов Положением по бухучету и
отчетности внесены уточнения, позволяющие организациям использовать
несколько способов списания расходов будущих периодов в течение
периода, к которому они относятся. Расходы будущих периодов могут
списываться на издержки производства или обращения равномерно,
пропорционально объему продукции или другим способом,
позволяющим увязать указанные расходы с относящимся к ним
периодом.
По капиталам и резервам Положением по бухучету и отчетности
внесены уточнения и изменения, согласно которым до оценка
производится только по материальным объектам имущества, а именно:
по основным средствам, объектам капитального строительства, другим
материальным объектам имущества организации. На нематериальные
активы данный порядок не распространяется и по ним, следовательно, не
требуется производить переоценку как по объектам основных средств.
Безвозмездно полученные организацией активы не должны
отражаться в бухгалтерском учете на счете учета добавочного капитала.